Массаж ладоней и пальцев рук
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции руки на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Доказано, что пальцы рук связаны с внутренними органами и мозгом: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости оттренированности пальцев.
Упражнения с грецким орехом
- Дайте ребёнку грецкий орех, попросите положить на ладонь и с усилием прижать другой ладонью. Теперь катать орех между ладонями сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- То же самое проделать тыльными сторонами руки в одну и другую сторону, затем то же самое, поменяв положение рук.
- Положить по ореху в каждую руку и катать их по столу 4.Рисовать орехом на поверхности стола геометрические фигуры, буквы, элементы букв.
Упражнения с колючим шариком
- Прокатывание шариком по написанной букве.
- Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
- Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
- Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
- Держа мяч подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
- Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз).
- Держа мяч подушечками пальцев, делать вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
- Подкинуть мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймать его.
- Зажать мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавить ладонями на мяч (4—6 раз).
- Перекладывать мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Рекомендации:
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
- Соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Ребенку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной.