МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Логопед

Развитие речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких.

Безымянный1

Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика. Цель дыхательных упражнений – увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. (Полный справочник настольная книга логопеда, М.А.Поваляева, М. 2009г. с.226)

Умение правильно дышать вырабатывается лишь в процессе систематических занятий. Одним из главных условий правильного речевого дыхания является умение делать короткий вдох и продолжительный выдох, без излишнего напряжения.(Э Чарели, Дети, учитесь говорить»Екатеринбург, 2004г.)
Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик – это мяч (можно использовать теннисный шарик). На столе на небольшом расстоянии положите два кубика или карандаша – это ворота. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Листопад

Вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья: дубовые, кленовые, берёзовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребёнку устроить листопад дома. сдувая листочки с ладони.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот берёзовый резной,
Вот с рябинки, золотой.

Кораблик

Наполните небольшой таз с водой, запустите туда бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

Ветер, ветер, ветерок,
Паруса надуй, дружок.
Пусть плывёт кораблик мой
Прямо в Африку, домой.
Шторм в стакане

Для этой игры необходимы трубочка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся один конец трубочки, другой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите за тем, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки.

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!

Бабочка

Вырежьте из цветной бумаги  несколько бабочек. К каждой бабочке прикрепите нитку. Бабочек на нитках держите на уровне ребёнка. Произнесите вместе с ребёнком русскую народную потешку:

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко.
Там твои детки –
На берёзовой ветке.
Мыльные пузыри

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Для малышей это довольно трудно, и если у него не получается, то выдувайте пузыри сами, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Свечки

Купите разноцветные свечи и поиграйте с ними. Зажгите свечи и попросите ребёнка подуть: сначала на розовую свечу, затем на белую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.

Снегопад

Наполните прозрачный сосуд шариками из пенопласта, поставьте ёлочку. Предложите ребёнку подуть через соломинку для коктейля так, чтобы «снег» покрыл ёлочку.

И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.

Салют

Прикрепите к палочке тонкие полоски бумаги или новогодний дождик. Ребёнок дует на «салютик». Следите, чтобы у ребёнка не раздувались щёки.

Во время занятий необходимо соблюдать несложные правила:

  • Заниматься только в проветренном помещении, до еды, ежедневно по 5-8 минут;
  • Вдыхать через рот и нос легко и коротко, а выдыхать через рот длительно и экономно;
  • Следите, чтобы ребёнок не надувал щёки и не напрягал плечи, шею;
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению
  • Играя с ребёнком, произносите короткие текст.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики для улучшения подвижности органов речи

«ЗАБОЧИК»
Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до пяти секунд.

«ТРУБОЧКА»Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперёд. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Сохранять положение до пяти секунд.

«ЗАБОЧИК»- «ТРУБОЧКА»
Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

«БЛИНЧИК»Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.

«ЛОПАТКА»Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение до пяти секунд.

«ИГОЛОЧКА»
Рот открыт. Узкий, напряжённый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.

«ЛОПАТКА»- «ИГОЛОЧКА»Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.

«МЕСИМ ТЕСТО»Выполняется при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в предыдущем упражнении и «пошлёпать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя –пя –пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

«ЧАСИКИ»
Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«КАЧЕЛИ»Попеременно прикасаться широким кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«ГОРКА»Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

«МАЛЯР»Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.

«ВАРЕНЬЕ»Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.

«ЧАШЕЧКА»Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы.

«ЛОШАДКА»Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГРИБОК»Рот открыт. Широкий язык присосать к нёбу. Удерживать до 10 секунд.
«Гармошка»Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенкапрямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.