МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Бывают в жизни чудеса,или несколько слов о роли воображения в развитии детей

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.

Что же такое воображение? Воображение — способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный «багаж» ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ.

Рассмотрим, как развивается воображение с раннего возраста до школьного?

Этап игрового действия

В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Этап преобразования мира

Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале (3-5 лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.

Создание воображаемых миров

В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие «миры» — прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер.

Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.