МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Готов ли Ваш ребенок к школе: психологические аспекты

Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собеседований. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере, готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность — сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.

Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую очередь оцените внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и произвольным. Это значит, что при объяснении и выполнении задания, ребенку не нужны дополнительные эмоциональные или игровые стимулы. Он может самостоятельно работать в течение 7-10 минут, не утрачивая цель задания и не отвлекаясь.

Произвольность важна и при оценке графических навыков, когда выявляется, насколько ребенок может сконцентрировать свои внимание и волю на выполнении графического задания при контроле зрения.
Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10-12 слов, делая при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего первоклассника.

Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.

Что касается речи, то здесь родители должны обратить внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны. А именно, на связанность и последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи будут испытывать затруднения при письме и чтении.

Наконец, поговорим о мышлении. Оно должно быть образным, отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ информации не всегда требует наглядности. К семи годам ребенок мыслит понятиями и способен обозначать некоторые из них символами. Это предпосылки логического мышления. Попросите ребенка объяснить некоторые понятия, например, болезнь или торжество. И вы увидите, сможет ли он объяснить их на существенные понятийные признаки или будет приводить несвязные разрозненные примеры.
Очень важный показатель готовности, связанный с познавательной сферой и учебными качествами, — это обучаемость. Под ней понимают способность ребенка принимать помощь в обучении со стороны взрослого. Некоторые дети категоричны или не чувствительны к помощи взрослого, что создает им трудности в общении и учебе. Ребенок должен понимать вид и форму помощи, откликаться и использовать ее в своей деятельности.

Еще одно из важнейших условий — это наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать, приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.

Многие родители недооценивают способность ребенка общаться, как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность ребенка будет зависеть от того, насколько выражена его потребность в общении с людьми, от умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива, налаживать контакты, адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным, проявлять уважение и сочувствие к другим, а также осознавать собственные успехи и неудачи в связи с общей целью.

Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои результаты.

Как видите, это не мало, и большинство современных детей не умеет этого. Они боятся трудностей и отказываются от цели. Как помочь ребенку, как сформировать эти качества и сделать его жизнь в школе активной и насыщенной, об этом в следующий раз.

На школьном пороге, или как выбрать школу и подготовить ребенка к тестированию

Давайте поговорим о родительских амбициях. Вы спросите, какое это отношение имеет к выбору школы? Уверяю, имеет, и иногда приводит к серьезным последствиям.

Выбирает школу, конечно же, взрослый. Иногда решение принимает один родитель, иногда его обсуждают на семейном совете. Так или иначе, при выборе школы руководствуются несколькими пунктами: статус школы, программа начальной школы, близость к дому, хороший учитель. Все это правильно и само по себе не означает возможной проблемы. Она возникнет только в том случае, если какая — либо из этих позиций поставлена во главу угла и достигается взрослым без учета других менее зримых, менее очевидных моментов в детской индивидуальности. Когда семья нацелена на престижную школу со сложной программой, с углубленным изучением предметов любой ценой, и весь комплекс необходимых параметров готовности ребенка не учитывается родителями, то это именно тот случай, когда родительские амбиции берут верх над интересами ребенка.

Предлагаем несколько советов, касающихся разумных подходов в выборе школы и подготовки ребенка к собеседованию.

Совет 1

Раздумывая о том, в какую школу пойдет ваш ребенок, вооружитесь заранее максимальной информацией: о развитии сына или дочери, уровне психологической готовности к школе, состоянии здоровья и мере физических и интеллектуальных нагрузок, особенностях роста и развития нервной системы вашего ребенка. Далее подробно выясните, какова программа для 1, 2 и 3 класса, как много материала дается на домашние задания, насколько быстро усложняется материал. Сопоставьте силы ребенка с тем, что ему предстоит. При этом не употребляйте тезис: «Мы будем учиться вместе». В этом случае ваш ребенок всегда будет зависеть от Вас. Роль родителя заключается в моральной поддержке и развитии самоорганизации ребенка в учебном процессе.

Совет 2

Не скидывайте со счетов нагрузку, которой подвергается ребенок, вынужденный добираться в школу общественным или личным транспортом. Еще раз подумайте, что так будет не один день и не несколько раз в неделю. Еще раз оцените его физические возможности, утомляемость, свойственную незрелому еще организму.

Совет 3

Выбирая школу и учителя не оставляйте своего ребенка в стороне от этого процесса, а затем и самого выбора. Возьмите его с собой, когда идете в школу первый, второй, третий раз. Пусть присутствует при ваших беседах с представителями администрации и учителями.
В это время ребенок присматривается, у него складывается собственное впечатление, которое должно быть очень значимым для вас, а возможно решающим.

Совет 4

Не комплексуйте, если у вашего ребенка есть проблемы со здоровьем и развитием, не завышайте для него планку. Постепенность и умеренность в нагрузках помогут ребенку учиться уверенно и радостно, а, не опасаясь недовольства семьи и учителя. Помните, что важнее всех результатов физическое и психическое здоровье детей.

Совет 5

Подготовьте ребенка заранее к тому, что ему предстоит отвечать на вопросы нескольких незнакомых взрослых, выполнять различные задания. Многие дети теряются, замыкаются, демонстрируют при собеседовании уровень ниже того, который объективно у них существует. Помочь ребенку можно, рассказав ему о том, как будет проходить запись, отрепетировать в круги семьи и знакомых, как надо познакомиться с учителем, как вести себя, если ты не понял или не расслышал задание. Для этого мама сама должна хорошо знать, сколько человек будет в комиссии, сколько времени займет беседа и, где в это время будет находиться она сама. Не запугивайте ребенка.

Его поведение и общение должно быть свободным, естественным, уверенным. Он не должен стесняться ошибки или незнания. Чаще говорите ему, что любите его, верите в его силы, и во всем его поддерживаете.

Совет 6

Помните о том, что весь первый год в школе ребенок будет привыкать к режиму, нагрузкам, учебной деятельности и общению. Ваше ежедневное внимание и обеспечение для ребенка необходимого отдыха, питания, прогулок — это условия здоровья и успешности. Поэтому маме необходимо позаботиться о возможности проводить с ребенком как можно времени, хотя бы первых несколько месяцев с начала учебного года.

Последний совет

Будьте во всем и всегда рядом с ребенком, будьте спокойны и выдержаны, верьте в хорошее, не бойтесь трудностей и тогда Ваш малыш, а потом первоклассник, а позже подросток всегда будет самодостаточен, уверен в себе и успешен.

О школьной адаптации «трудных детей»

Здоровый зрелый семилетний ученик должен легко и быстро или (формально) пройти адаптационный период. Значительные проблемы с адаптацией возникают у детей «группы риска» с самыми различными проблемами, которые чаще всего идут наравне со своими сверстниками в самые обычные школы.

Ребенок с синдромом психического инфантилизма

У такого ребенка к моменту обучения в школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением. Такие дети беспечны, наивны и непосредственны, они не понимают до конца учебную ситуацию и часто не вписываются в рамки общепринятого школьного поведения. Они могут проигнорировать задание учителя, задавать не имеющие отношения к заданию вопросы, не выдерживают общего темпа работы, постоянно отвлекаются. Дети с синдромом инфантилизма характеризуются коммуникативным отношением к обучению, т.е стараются завладеть вниманием учителя и сверстников с целью общения, а учебные цели при этом уходят на второй план.

Синдром психического инфантилизма

При правильном воспитании и обучении эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются.

Синдром гиперактивности и дифицита внимания

Дети с синдромом гиперактивности и дифицита внимания.

Такие дети не минуты не могут сидеть спокойно, постоянно суетятся и отвлекаются. Им свойственны эмоциональные расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность поведения, когда поступок опережает прогнозирование. При адаптации у детей с данным синдромом формируется негативная самооценка и враждебность к школе. Поэтому необходимым условием для успешной адаптации будут доброжелательность, внимание и эмоциональная поддержка окружающих ребенка, как взрослых, так и детей.

Астенический синдром

Характеризуется общей ослабленностью организма, незрелостью вегететивных процессов и как следствие, повышенной утомляемостью. Трудности адаптации этих детей связаны не только со склонностью к переутомлению, но и с робостью, несамостоятельностью, зависимостью от взрослых. При постоянных нагрузках у детей появляется раздражительность, плаксивость, частые головные боли. Кроме того, очень близка вероятность неврозоподобных расстройств: тиков, заиканий, страхов.

Если на такого ребенка во время не обратить внимание, не понять его трудностей, не оказать ему необходимую помощь в учебе и не заняться его здоровьем, астенические черты характера будут нарастать, что может привести к искажению личностного развития, или психопатии.

Астенический синдромя

Аутистические черты личности
Аутистические черты личности
Проявляется, прежде всего, в недостаточности потребности в контактах с другими людьми, отгороженности от внешнего мира. Таким детям свойственно определенное «зрительное поведение»: непереносимость взгляда в глаза, скользящий взгляд, фрагментарность зрительного внимания. Ребенок не всегда реагирует на обращенную к нему речь, не замечает окружающих, он моторно неловок, эмоционально обеднен. Дети склонные к аутизму более комфортно чувствуют себя в одиночестве, не умеют играть с другими детьми, если стремятся к взаимодействию, то легко возбуждаются и срываются на агрессию.

При подготовке такого ребенка к школе необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы «сэкономить» его энергию в процессе адаптации, успех которой зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности психолого-педагогической коррекции.
Таким образом, мы представили трудности школьной адаптации некоторых категорий детей, чье развитие оценивается как пограничное (на границах нормы) и поэтому требует дифференцированного подхода, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов.

Ловушки школьной парты, или как предупредить возможные трудности в обучении

Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уровень развития личностных качеств ребенка, а именно самооценку, самоконтроль, конформизм и потребность обучаться. Такая позиция может привести к неожиданным для родителей и ребенка, но вполне закономерным трудностям, которые выразятся в затяжной адаптации, снижении интереса и положительного отношения к школе, конфликтам с учителем и сверстниками. Коснемся подробнее ситуаций, предусмотреть которые родителям вполне по силам еще до школы.

Самооценка. Формирование самооценки происходит на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от характера общения ребенка с взрослыми и от их оценок его деятельности, поведения, личных качеств. Неумение ребенка 6-7 лет оценивать результаты своего поведения и деятельности адекватно — это результат неадекватной оценки взрослого.

В чем же состоит «ловушка» при неадекватности детской самооценки? А в том, что Ваше чадо, привыкшее только к похвалам, заранее уверенное в своем успехе и превосходстве, получив нежелательную оценку учителя, вполне может оказаться в ситуации личностного кризиса, когда будут не только эмоциональные переживания, но и распад всей учебной деятельности. Вы спросите, разве плохо, что ребенок уверен в себе, или может его не надо хвалить. Конечно надо, но хвалить, так же, как и ругать надо педагогически грамотно. Или другой вариант ребенок, которому приходиться слышать только критику и упреки взрослых, неуверенный не способный оценить свои результаты высоко, даже, когда для этого есть основания.
В школе такой ребенок будет бояться отвечать, проявлять инициативу и творчество и при неблагополучной ситуации вполне может быть отвержен и учителем и классом. Как же грамотно формировать и корректировать детскую самооценку.

Во-первых, любая похвала должна быть заслужена, она должна строго соответствовать тому, что сделал ребенок, как он потрудился, что он преодолел, насколько превзошел самого себя.

Во-вторых, никогда не связывайте оценку с личностью ребенка в целом, а давайте ее относительно только к результату. Например, маме не следует говорить: «Ты ленивый и глупый». Но вполне допустимо сказать: «Ты мало старался, не разобрался до конца».

В-третьих, следует помнить, что стратегия общения с ребенком взрослых будет разной в зависимости от того завышена у него самооценка или занижена. В первом случае хвалите ребенка только за «сверх результат» и почаще ставьте в ситуацию здорового неуспеха, когда ребенок видит свои недочеты, но сохраняет уверенность и желание исправить ситуацию. В случае, когда ваш ребенок неуверен в себе, обеспечьте его своей поддержкой, вселяйте в него веру и стремление преодолевать себя. Такому ребенку похвала может быть предоставлена авансом, то есть вперед за будущие успехи и старание.

Есть и другая «ловушка»- дети, у которых адекватная самооценка, но слабый самоконтроль и уже знакомая нам произвольность. В школе им бывает не легко сосредоточиться, заметить свои ошибки, длительно следить за объяснениями учителя. Задача родителей — почаще упражнять ребенка в умении следить за собой, контролировать себя в начале дела и в процессе его выполнения. Научите ребенка планировать любую свою деятельность, даже бытовую. Обсудите с ним, что и в каком порядке он будет выполнять, где он столкнется с трудностями, что ему может помочь при выполнении, сколько времени понадобиться. Сначала выстраивайте план вместе, учите ребенка планировать и проверять себя в процессе выполнения, постепенно предоставляйте ему возможность делать все это самостоятельно.

Это долгий совместный, но очень необходимый труд. Если вносить в эти упражнения дух соревнования и эмоционального увлечения они принесут радость и Вам и ребенку. Кроме того, формируйте у ребенка привычку сосредотачиваться на окружающем. Помогут игры «Распознаем, что происходит вокруг по звукам» или «Назови как можно больше круглых предметов в комнате». Дети эмоциональны и подвижны, им тяжело сдерживать себя и нацеливать на выполнение правила. Играйте чаще в игры, где надо строго следовать правилам. Например, «Запрещенное слово», которое нельзя произносить на протяжении игры, или «Запрещенное движение».

Именно игры помогут Вам и детям в воспитании конформизма, товарищества. В игре ребенок не должен забывать, что он взаимодействует с партнером. Учите радоваться успехам товарищей по игре, помогать им, соперничать честно. Если это будет за пределами родительского внимания, ребенок легко может попасть в«ловушку» отверженности детским коллективом или трудной школьной адаптации, когда радость учебы и общения с одноклассниками будет омрачена конфликтами. Нацеливайте ребенка на открытое общение, на сотрудничество, обсуждайте с ним в этом ключе все жизненные ситуации и упражняйте именно в таком поведении по отношению ко всем, кто его окружает сейчас.

И еще, не забывайте, что ребенок должен хотеть учится. Он должен осознавать, что идет в школу не потому, что так решили ВЫ, не потому, что пришло время или что в школе его ждут новые друзья. А только потому, что его потребность в знаниях и развитии стала иной. Если учебные мотивы ребенка не созрели, он быстро разочаруется, рутина школьной жизни станет тяготить его, отсутствие привычки трудиться разрушит последний оплот школьного интереса. И тогда — «ловушка» уныния и протеста захлопнется. Этого нельзя допустить, а предотвратить необходимо всей дошкольной порой, когда каждое новое знание ребенка, каждое его приобретение это труд и радость.

Если Вы не уверены, что Ваш первоклассник имеет зрелую школьную мотивацию, проконсультируйтесь со специалистом или, если возможно дайте времени завершить свое дело.