МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

«Хотим, чтобы рос умным» или развитие мышления с рождения до школы (младенчество)

Малыш родился, и на родителей обрушивается шквал поздравлений и пожеланий родных и друзей. Конечно, новорожденному желают здоровья и сил, а в будущем видят его умным и послушным. О том, что воспитывать нужно с пеленок, всем известно еще из фольклора. А о том, как происходит развитие мышления, и что нужно делать родителям с первых дней жизни поговорим сейчас.

Примите во внимание, что мышление в младенчестве не является самостоятельным процессом, оно включено в восприятие и практические манипуляции с предметами.

Итак, новорожденный постепенно вступает в стадию активного бодрствования, когда он сосредотачивается на окружающих его людях и предметах. Эта стадия длится примерно до 3-х месяцев и является подготовительной для дальнейшей мыслительной активности.

1 этап развития мышления — «преддействие» (3-4 месяца).

Проявляется в сенсорной активности ребенка, который ощупывает и осматривает случайно задетые предметы.

Совет:

  • На этом этапе важно располагать предметы таким образом, чтобы ребенок мог достать их из разных положений (лежа на спине и на боку). Следите за разнообразием предлагаемых предметов, старайтесь подбирать такие игрушки, которые при прикосновении издают звуки.
  • Вкладывайте ребенку в руки легкие игрушки, чтобы к 3-4 мес. он научился удерживать ее и обследовать ртом — это одно из ориентировочных действий ребенка.
  • Учите ребенка захватывать предмет самостоятельно, предлагая для захватывания яркие и удобные для схватывания игрушки (погремушки, колечки).

2 этап развития мышления — «простых» и «результативных» действий (4-7 месяцев).

Проявляется в активном обследовании предметов для раскрытия их свойств. Ребенок, применяя по отношению к предмету случайное действие, устанавливает связь с теми свойствами, которые проявляются при бросании, или качании, или похлопывании. Когда опыт действий уже накоплен (после 6 мес.) ребенок совершает действие, чтобы получить результат (он бросает, чтобы услышать звук). На этой стадии ребенок все предметы обследует одинаковыми способами: трясет, стучит, бросает, берет в рот.

Малыш начинает наблюдать, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой, он фиксирует в сознании результат своих действий и стремиться его повторить.
Эта стадия развития мышления выглядит следующим образом:

Совет:

  • Предлагайте для манипулирования составные игрушки: пирамидки, вкладки, матрешки, коробки.
  • Показывайте и поощряйте действия с предметами.
  • Не ограничивается ребенка только игровыми предметами.

3 этап развития мышления — «соотносящих» действий (7-9 месяцев).

Проявляется в том, что ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве и части с целым предметом. Ребенок открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные отношения: под, над, в, за. На этом этапе ребенок уже по внешнему виду предмета понимает, какие действия с ним можно совершать.

Совет:

  • Поощряйте разнообразные действия: нанизывание, вращение, вкладывание, вытаскивание, толкание, а также попытки переставлять и переносить предметы.

4 этап развития мышления — функционального действия (10-15 месяцев).

Теперь ребенок не только действует с предметом, он ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия, он использует знакомые способы для действия с другими предметами, он изменяет предмет, чтобы открыть новые свойства, приводит два предмета во взаимное соответствие.

Совет:

  • Обучайте ребенка различным способам действия с предметами и применяйте совместно один и тот же способ действия по отношению к разным предметам (катайте мячики и кубики, толкайте коляску и стульчик).
  • Учите наблюдать за результатом и поощряйте повторение действия.

Примите во внимание, что развитие мышления в младенчестве — это основа будущей любознательности ребенка!