МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Мир вокруг меня:развитие восприятия ребенка от 1 до 3-х лет

За первый год жизни ребенок накопил огромный чувственный опыт. Но не надо забывать, что его накопление проходило на основе продолжающегося развития нервной системы. В раннем детстве (от 1 до 3-х лет) восприятие, как психический процесс продолжает оставаться несовершенным. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может выделить все признаки и свойства предмета, что каждое отдельное свойство он воспринимает и осознает в деятельности с этим предметом. Малыши быстрее осваивают такие внешние признаки предмета, как величина, а затем форма. Если мама, играя с ребенком, постоянно называет и выделяет для малыша размер предметов, то к концу второго года жизни ребенок самостоятельно может найти и показать большой и маленький мячик, большую и маленькую собачку, и т. д. Чем больше различаются предметы по размеру, тем легче ребенку воспринимать этот признак и оценить его значение для предметной деятельности. Например, если предлагать ребенку складывать в коробочку шарики, то лучше взять очень маленькие и очень крупные, которые явно не соответствуют размерам коробки. Тогда ребенок в процессе собственной деятельности оценит значение размера предмета.

Очень важно так организовать деятельность ребенка, так подбирать материал для обследования, чтобы ребенок именно из собственной практики, а не со слов взрослого познавал признаки и свойства предметов.

Форма предметов тоже осваивается малышами достаточно рано, в сравнении с цветом. Дети 1,5 — 3 лет гораздо легче подбирают предметы похожие по размеру и форме, чем по цвету. Это связано с тем, что признак цвета не играет роли в результативности действия. То есть, если палка короткая или длинная, то от этого будет зависеть, достанет ли ребенок ей мячик, а ее цвет не будет иметь никакого значения.
Если Вы будете внимательно наблюдать за ребенком в течение продолжительного времени, то Вы увидите, как меняется характер его действий с предметами. Сначала процесс освоения носит хаотичный характер, ребенок спонтанно пробует то один, то другой способ выполнения. Затем возникает новый способ ориентировки во внешних признаках предметов — это примеривание.

Способность использовать отдельное свойство предмета, как мерку для сравнения, сопоставления, соотнесение предметов и их частей, — это начальная ступень в развитии логики ребенка.

Яркий пример использование мерки — это игра с пирамидкой и матрешкой, когда ребенок учиться выполнять действия, примериваясь к размеру (самому маленькому и самому большому). Разница между детьми 2 и 3 лет будет заключаться в том, что 2-х летний малыш будет многократно примеривать детали, пробовать то одно, то другое колечко или матрешку, ошибаться и исправлять ошибки. Ребенок 3-х лет будет выполнять эту задачу на основе зрительного соотнесения, разложит, рассмотрит, оценит зрительно размер, затем соотнесет друг с другом отдельные части игрушки.

Такое зрительное соотнесение становиться возможным потому, что у ребенка складываются определенные представления о свойствах предметов. Ребенок не просто знает, что такое мяч, он знает, что он круглый, что может быть большим или маленьким и разного цвета, что он катиться и подпрыгивает.
Для развития соотносительных действий используйте дидактические игрушки: вкладыши, крупные пазлы, крупный конструктор, тренажеры с завязками, кнопками и пуговицами.

Учите малыша подбирать предметы по определенному признаку, только когда убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в свойствах предметов. Учите подбирать предметы сначала такой же формы, потом размера, а потом цвета.

Используйте игровые ситуации: найти котенку такой же клубок, одеть кукле такой же башмачок, подарить мишке такой же бантик и т. д.

В связи с развитием предметной деятельности у детей раннего возраста активно развивается тактильное восприятие, ведь обследуя предмет и действуя с ним, ребенок руководствуется не только зрительной, но и тактильной информацией. Дети различают множество свойств окружающих их предметов: тепло, холод, мягкость, шершавость, колкость и многое другое. Ребенок может самостоятельно не называть все знакомые ему свойства, но в его сознании они закрепляются за вполне определенными объектами.

Не забывайте, что развитие тактильного восприятия не мене важно для детской психики, чем развитие зрения, слуха и движений. Следите за разнообразием окружающих ребенка предметов и постоянно называйте ему те свойства, которые он воспринимает через обоняние и осязание.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста — это, прежде всего, развитие восприятия человеческой речи. Чем больше деятельность ребенка сопровождается речью взрослого, тем активнее развитие фонематического слуха. Иными словами, чем больше с малышом говорят, тем быстрее происходит его речевое развитие.

Помните, что малышу надо многократно называть предмет и его свойства, просить повторить за взрослым названия предмета и его признака, задавать ребенку простые вопросы о предмете и давать образец ответа на них.

Развитие слухового восприятия не ограничивается восприятием речи. Ребенок продолжает открывать для себя «звучащий» мир, хорошо знакомые предметы.

В различных играх полезно упражнять детей в узнавании предметов только на слух. В этом могут помочь музыкальные игрушки и игрушки со звуком, а также бытовые предметы.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.