МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Сколько ликов у ревности, или разговор о причинах и способах преодоления детской ревности

Ревность ребенка — это чувство того, что самый важный человек или самые значимые люди отдадут предпочтение другому, а ты будешь обделен любовью, заботой и вниманием. Дети могут испытывать ревность в отношении разных людей: пап, бабушек, любимых друзей, но чаще всего приходиться сталкиваться с ревностью к матери, потому что, все что ребенок знает и умеет, все что ему дорого связано прежде всего с мамой. Дети разного возраста проявляют чувство ревности по-разному.

В 2-3 года малыш, впервые увидевший другого ребенка на руках СВОЕЙ мамы, возмущен и рассержен. Он начинает бороться за свои права на маму. Он не знает, откуда появился этот ребенок,он не понимает, зачем он здесь, и не может предположить, надолго ли. Он относится к брату или сестре как к незнакомцу, который отвлекает маму. И вначале ребенок начинает мешать маме общаться с малышом. В его поступках нет зла или ненависти. В них просто еще нет любви, а есть обычная самозащита: мне это мешает, меня это расстраивает, я этого не хочу.

  • Очень важно, чтобы ребенок, который хочет подражать папе и маме, имел возможность видеть, как надо ухаживать за малышом: как пеленать его, как давать соску, качать на руках, укладывать в коляску.
  • Девочке всегда проще начать знакомство с малышом, потому что быть похожей на маму — для нее естественное желание. Мальчик хочет быть похожим и на маму, и на папу, ему трудно понять, в чем его мужская роль. Поэтому для него лучше, если папа уделит ему ЛИЧНО больше внимания. Тогда он научится ухаживать за малышом, как мама и быть самостоятельным и деловитым, как папа.

Когда старшему ребенку уже 5-6 лет, он уже довольно хорошо понимает, что такое брат или сестра. И его ревность не выплескивается бурным открытым требованием внимания, хотя и такое не редкость. Ревность маскируется или прячется за:

  • капризами: не хочу сам спать, есть, одеваться и т.д.;
  • регрессией в развитии — ребенок начинает вести себя как маленький;
  • заболевания типа заикания, энуреза, частых ОРЗ;
  • плохое поведение;
  • драки, обиды и жадность.

Важно помнить, что это происходит с ребенком неосознанно, помимо его воли. Заставить ребенка не ревновать, приказав ему вести себя хорошо, просто невозможно. Нужно научить его справляться с ревностью, тогда ситуация с поведением и со здоровьем стабилизируется.

Если ревность старших детей связана с тем, что младшие «отбирают» у них родительскую любовь, с тем, что они теряют привычные представления о семье и семейных отношениях, то у младших это происходит по-другому. Они приходят в семью, в которой уже есть другой ребенок и уже сложились определенные отношения родителей с ним.

Младший ребенок переживает, что не может сравниться со старшим в знаниях и жизненном опыте. Неосознанно для себя они переживают, что в этом мире первенство у мамы принадлежит старшему брату или сестре. Младшие дети могут выбрать 2 способа, как пережить ревность.

  • Продуктивный:
    активное усвоение младшим ребенком всего того, что умеет старший ребенок, он гордится своим старшим товарищем, во всем берет с него пример.
  • Непродуктивный:
    ребенок капризничает, когда родители общаются со старшим, вмешивается в разговоры, требует всего, что получает старший, не допускает того, чтобы хвалили другого.

Распознать ревность легко и сложно. Гораздо проще родителям понять, что с ребенком проблема, если он открыто выражает свою ревность, как в случаях нескрываемой агрессии. Своими поступками ребенок «кричит» о своей проблеме. И не услышать этот крик невозможно. Родители поневоле начинают уделять ему больше внимания, беседовать, водить к специалистам и у него появляется шанс убедиться, что он в доме не лишний, что о нем заботятся. Самое худшее, что может случиться с открыто агрессивным ребенком, — если его крик о помощи воспримут как злостную агрессию и куда-нибудь отошлют. Лечит от агрессии только внимание, забота и терпение. Хорошо помогают режим и семейные традиции.

Помощь:

  • Приобщать ребенка к заботам и общению с братом или сестрой, объяснять свои действия и отношение к малышу, приходить к ребенку туда, где он находится, а не ждать, когда он прибежит.
  • Невзначай просить о мелкой помощи, хвалить за любую мелочь, хвастаться помощью перед знакомыми, избегать запретных формулировок с частицей «Не».

Многие дети могут достаточно хорошо справляться с внешними проявлениями ревности, и тогда ее распознать бывает нелегко.

Сигналы секретной ревности:
Ребенок выглядит абсолютно безразличным, любит быть один дома или уходить из дома один.

Помощь:

  • Совместные досуги, ненавязчивый контроль, просьбы побыть с малышом, живой интерес к увлечениям ребенка;
  • Знакомство с кругом друзей и знакомых ребенка;
  • Привлечение к обсуждению семейных планов.

Ребенок чрезвычайно активно включается в воспитание, иногда вопреки собственным интересам.

Помощь:

  • Давать возможность побыть наедине с мамой и папой, поговорить о своих делах, поддержка дополнительных занятий спортом или искусством, желания общаться с разными людьми,
  • Высказывая благодарность за помощь, дать мягко понять, что родители сами вполне справляются с ребенком и могут нести за него ответственность.

Коллективное взаимодействие дошкольников
Этапы развития коллективного взаимодействия в дошкольном детстве

Вы, конечно же, не раз наблюдали за тем, как знакомятся друг с другом дети, как они общаются в процессе игры, из-за чего ссорятся и каким образом разрешают свои конфликты. Контакты со сверстниками обычно сопровождаются яркими эмоциональными реакциями, резкими интонациями, криком, смехом или кривлянием. В общении со сверстниками дети более раскованы, используя принятые в детской среде выражения и способы поведения, дети говорят неожиданные вещи, передразнивают друг друга, чаще проявляют творчество и фантазию.

В контактах со сверстником маленькому ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать собеседника. Именно поэтому самостоятельное общение между детьми чаще всего распадается или становится конфликтным. На протяжении дошкольного детства характер общения детей и способность согласованно взаимодействовать друг с другом постепенно изменяется.

Социальный интерес детей друг к другу проявляется довольно рано. У детей 2-3 лет можно наблюдать желание вместе шалить, активно подражая сверстнику в беготне, веселых криках, смешных словах и движениях.

На протяжении 3-го года жизни основным мотивом в общении остается мотив самовыражения. Взрослым необходимо помнить, что дети 3-4 лет еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Они чаще всего играют не вместе, а рядом друг с другом, образ другого ребенка, его интересы, характер, поведение воспринимаются очень условно и поверхностно. Ребенку тяжело бывает понять игровой замысел партнера, поделиться игрушкой, а уступить в игре чаще всего не по силам.

Только с 4-х летнего возраста можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстником выступает на первое место. Кроме того, именно к 4-м годам основным средством общения ребенка становится речь, а ведущей деятельностью — игра.

Для игры ребенку нужен партнер. Именно этот возраст может стать первым этапом в обучении детей согласованно действовать в паре. Взрослый должен ставить перед собой задачу — научить договариваться двоим, чтобы позже научить договариваться группу. Дети сначала неловко пытаются наладить деловые отношения друг с другом, возникающие в процессе игры. Стремление действовать вместе и согласованно в этом возрасте так велико, что дети, как правило, готовы идти на компромисс и уступить лучшую игрушку и интересную роль товарищу. Задача родителя или педагога — поддержать и направить это желание, сделать его обоюдным.

В этом возрасте дети становятся пристрастными в отношении поведения и успешности друг друга. Они впервые начинают оценивать действия сверстника, критиковать их, сопоставлять свои и чужие результаты.

Ребенок 4-5 лет склонен конкурировать и соревноваться с товарищем, но не способен еще его похвалить, поддержать, оказать помощь. Детям по-прежнему трудно понять интересы друг друга, они стремятся привлечь внимание прежде всего к себе. Без руководства взрослого 5-тилетки не способны выполнить вместе какое-либо даже несложное задание, например, построить втроем гараж для одной машины.
Их деятельность переводится в одиночное индивидуальное выполнение, дублирование действий друг друга, или приводит к распаду общей игры из-за споров и неумения договаривать и планировать совместную работу. Дети этого возраста самостоятельно объединяются в небольшие группы для совместной игры, пытаются самостоятельно распределять роли, договориться о сюжете и внутренних правилах. Такие игровые коллективы существуют пока действует общий игровой интерес и регулируются обычно активностью одного ребенка, так называемого игрового лидера.

С 5-ти лет разворачивается принципиально новый этап в развитии дошкольников — формируетсяспособность к коллективной деятельности.

Происходит это на основе усложнения игры, которая требует участия большего числа партнеров и более высокого уровня организации их отношений. Предшествующий опыт общения позволяет ребенку точнее представлять характер и поведение друзей. Эти знания и растущая потребность в признании и уважении друг друга становятся основанием для привязанности и дружбы. Дети выстраивают свои отношения со сверстниками на основании субъективных оценок, как к равной личности.

Совместная деятельность детей 6-7 лет уже выходит за рамки игровой. При правильной организации со стороны взрослого и высоком уровне социального развития детей выполнение совместных трудовых поручений или решение познавательных и творческих задач может быть очень успешным. В возрасте 6-7 лет дети стремятся как можно лучше узнать друг друга, они много беседуют на личные и познавательные темы и стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам. Взрослый начинает замечать, какой объективностью и принципиальностью веет от рассуждений ребенка по поводу личности товарища. Опыт социальных взаимоотношений детей, безусловно, помогает им выстраивать и поддерживать совместную деятельность. Однако, это не единственное условие для продолжительного и результативного взаимодействия. За счет чего коллективная деятельность дошкольников становится организованной? Прежде всего, за счет растущей способности к произвольности. Ведь дети 6-7 лет способны к планированию действий, управлению своим поведением, сдерживанию эмоциональных реакций.

Они уже в достаточной мере обладают навыками общения и знаниями нравственных норм, действующих при взаимоотношениях людей друг с другом. Кроме того, в этом возрасте дети начинают испытывать потребность помогать, поддерживать товарища. Для старшего дошкольника, если его социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного общения. Это является показателем зрелости дошкольника. Если взрослый, предлагая ребенку 6-7 лет выбор между индивидуальной или коллективной деятельностью, чаще всего встречает отказ, следует задуматься о личностном благополучии этого человечка.

Конечно, детям легче организоваться для совместной игры на интересующую их тему, чем для уборки группы, участка или общей работы по рисованию. Совместные действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки отношений в процессе выполнения. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты.

Ценность таких качеств личности, как мобильность, контактность, конформизм в современном обществе остается неизменной. Именно поэтому взрослым не следует оставлять без внимания развитие способностей к коллективному общению и сотрудничеству. Развитие этих качеств не ограничивается только возрастными условиями. Необходимо постоянное и направленное руководство этим процессом со стороны родителей и воспитателей. Именно они из года в год помогают испытывать ребенку радость совместного общения и творчества, развивают навыки общественной жизни, учат вносить собственный уникальный вклад в общее дело.

Хочется пожелать всем нам, кого глубоко волнуют проблемы дошкольников, чтобы каждый ребенок достигал к 7-летнему возрасту такой высокой степени социального развития, когда его реализация себя как личности в детской группе была бы также естественна и совершенна, как его жизнь и общение в кругу самых близких людей.