МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Треугольник, круг, квадрат и цвета радуги или развитие сенсорных эталонов и обследования в дошкольном детстве

Начиная с 3-х летнего возраста, восприятие превращается в особое средство познания. Оно проходит уже не в рамках предметного обследования, а в игровых ситуациях, поскольку игра становиться ведущей деятельностью ребенка. У детей этого возраста обследование предметов подчинено игровым целям. Например, ребенок хочет накормить куклу, и будет подбирать такие игрушечные продукты, которые соответствуют по размерам посуде. Но для детей младшего дошкольного возраста все еще характерна развернутость обследовательских действий. Это значит, что, выполняя игровую задачу, ребенок производит множество манипуляций, примеривается, пробует различные способы выполнения, а затем осознает то или иное свойство предмета. Если сравнивать детей 3-х и 6-ти лет, то первые делают, а потом рассматривают, а вторые рассматривают и прикидывают, а потом делают.

На этапе начального периода дошкольного детства взрослому очень важно научить ребенка сосредотачивать свое зрительное внимание на объекте и применять специальные приемы обследования.

  • Предложите ребенку внимательно посмотреть на предмет, «познакомиться» с ним, задать ему несколько несложных вопросов: «что это такое?», «какой он?», «что с ним можно делать?». Потом предложите «подружиться» с предметом: якобы от имени предмета попросите ребенка его взять, погладить, покатать, постучать им и т. д. Используйте как можно больше обследовательских действий и помогайте ребенку сделать выводы о свойствах предмета.
  • Учите ребенка выделять в предмете и его частях основные свойства: форму, величину и цвет.
  • Обращайте внимание на расположение предметов в пространстве, но при этом учитывайте, что ребенок может воспринимать расположение предмета только относительно собственного тела. Например: дайте ребенку мячик и попросите поднять его над головой, положить на колени, спрятать в ручках и т. д. Каждый раз спрашивайте ребенка, где мячик.
  • Речь взрослого должна направлять и организовывать действия ребенка, каждый признак должен быть словесно обозначен, только тогда ребенок будет осознавать его, как специфическую характеристику действительности и в будущем оперировать категориями.

В ходе обследования ребенок постепенно усваивает обобщенные представления о свойствах предметов, которые носят название сенсорных эталонов. К ним относятся геометрические формы, спектр цветов, шкала музыкальных звуков.

  • Стремитесь к тому, чтобы дети не просто знали названия геометрических форм, но могли различить эту форму в основе предмета и его частей. Например: Попросите ребенка найти в комнате предметы, которые «дружат» с кругом, квадратом, треугольником.
  • Упражняйте детей в способности исключать из общей группы предмет, который не подходит к ней по основному признаку. Например: на картинке, где все предметы желтые, есть один лишний — он зеленый.
  • Не забывайте, что для ребенка в познании очень значим момент узнавания, если среди новых предметов будут встречаться знакомые, это сделает обучение радостным и привлекательным.

Особое место в психическом развитии детей этого возраста занимает восприятие предметов искусства. В литературе и живописи ребенок этого возраста воспринимает только то, во что он ситуативно может быть включен, поэтому образы в сказке или на картинке воспринимаются не как обобщенные, а как конкретный личностно значимый объект. Дети в этом возрасте не отделяют реальное от воображаемого, но получают на своем уровне эстетическое удовольствие от цвета и слова.

Главным достижением этого возраста становится способность ребенка самостоятельно в собственной речи обозначать признаки и свойства предметов, происходит объединение речи и мышления и процесс восприятия становиться не только чувственным, но и интеллектуальным.

В ознакомлении с окружающим зрительное восприятие становиться ведущим. Ребенок, начиная с 4-х лет, все чаще будет сводить свое обследование предмета к рассматриванию и наблюдению, опуская манипулирование.

При помощи взрослого ребенок постепенно осознает все стороны воспринимаемого объекта и характер этого восприятия становиться все более планомерным и целенаправленным.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования восприятия на уровне наблюдения и экспериментирования.