МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Все начинается с пеленок, или руководство по воспитанию здоровой личности

Все начинается с пеленок, или руководство по воспитанию здоровой личности
Никто из нас не хочет, чтобы его ребенок был капризным, упрямым, несамостоятельным, эгоистичным, агрессивным и т.д. Нежелательные характеристики детского поведения и характера можно перечислять довольно долго. Предлагаю начать непростой и длительный разговор о воспитании здоровой личности, в которой природная индивидуальность не сломлена и не подавлена семейными и общественными отношениями.

Утверждение, что воспитание начинается с колыбели, — не пустые слова. К пяти с половиной годам оно уже формирует фундамент личности и ее психическое здоровье. То, что закладывается до этого возраста, закладывается прочно. Если принять за 100% уровень умственного развития 20-летнего человека, то 20% его имеет ребенок уже в 1 год, 50% — 4-летний, а 60% — 6-летний. К 5-6 годам у ребенка складывается окончательно способ эмоционального реагирования на жизненные ситуации, принимается биологический пол и завершается формирование фундамента характера. К 6-ти годам ребенок уже гармоничен или дисгармоничен, родители и воспитатели или довольны или огорчены им, если он нервный, трудный. С большой вероятностью можно прогнозировать, как он будет учиться в школе и с какими проблемами столкнется в будущем. Упустить в воспитании первые годы жизни до пяти лет — нельзя. Воспитание с рождения призвано развивать заложенные природой возможности ребенка, согласуясь с его индивидуальностью. Итак, начало начал — возраст новорожденности.

Взаимоотношения в системе родители-ребенок сложны с первых месяцев жизни. Индивидуальные особенности проявляются уже в первом крике ребенка. Один закричал жалобно, обиженно, другой — требовательно, сердито. Ребенок изначально несет свою индивидуальность и сразу сопротивляется, если она игнорируется окружающими. Ребенок воздействует на мать и нередко направляет ее отношение к себе. Жалобным или требовательным, настойчивым криком он может достичь многого. Своим криком ребенок побуждает мать к защите и уходу. Однако у ребенка с его стремительно развивающейся психикой потребность в крике может выйти за рамки необходимого и привести к порабощению матери.

Соответственно материнский инстинкт и материнская любовь тоже могут выйти за рамки естественного. Воспитание должно следовать золотой середине и любая крайность в нем — ошибка.

  • Поэтому нельзя не реагировать на сигнал младенца, так же, как нельзя бросаться на любой крик. Потому, что такое поведение матери будет поощрять превращение любого сигнала в капризно-требовательный.

Новорожденный развивается стремительно и в таком же темпе усложняются отношения между ним и родителями. В полтора месяца ребенок уже различает мимику и тон, а значит, начинает воспринимать участие или недовольство.

В два с половиной месяца ребенок выражает протест или неудовольствие гримасой.
В три месяца появляется капризное хныканье. Не следует поддаваться ни капризному хныканью, ни требовательному крику, но следует не допускать причин, их вызывающих. Вовремя накормили, перепеленали — и крика нет. Замешкались — и младенец кричит все громче, постигая — чем громче, тем эффективнее. И вот вежливый звук — сигнал превращается в истошный крик. Мама виновато суетится, а малыш улавливает это и капризность нарастает.

  • Если малышу нездоровится, приласкайте его, уделите ему больше внимания, но без ненужной жалости и сюсюканья. Даже, если ребенок болен, жалость не демонстрируют, ибо в противном случае ребенок свяжет болезнь с особым отношением к нему. Тогда, уже выздоровев, он будет жаждать жалости и поведет себя как больной. Так начинается истеричность.
    Все начинается с пеленок, или руководство по воспитанию здоровой личности
    К шести месяцам ребенок манипулирует предметами и проявляет или устойчивый интерес или хватает то одно, то другое, ни на чем долго не задерживаясь. Уже здесь проявляется начало поверхности, несерьезности, неустойчивости.

К семи месяцам ребенок уже понимает, чего от него требуют, и спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. В самом малом, но уже неуклонно требования взрослых могут игнорироваться.

  • Поскольку ребенок очень хорошо воспринимает ласковый и сердитый тон, то следует соответственно хвалить и поддерживать его или высказывать свое недовольство.
    При неправильном воспитании в восемь-девять месяцевребенок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твердым. Следует помнить: ребенок никогда и ничего не должен добиваться истерикой. Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик — истеричность исчезнет, не получив подкрепления.
  • Лучше уйти из комнаты, где буйствует ребенок. Без зрителей истерика прекращается, и, конечно же, родителям необходимо всегда высказывать свое недовольство таким поведением.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что, если он переходит грань допустимого, любящие и ласковые родители становятся суровыми. Ласка и суровость — рычаги воспитания, они сигнал для ребенка, что он все делает правильно или им недовольны.

В девять месяцев ребенок может быть общительным или замкнутым, добрым или «злым», энергичным или пассивным, то есть зачатки характера уже имеют место, а нервность или трусость заметны и нуждаются в незамедлительном исправлении.

К одиннадцати месяцам малыш должен понимать и выполнять просьбы типа «подними», «не трогай», «возьми», «отдай», «положи на место». И дело не только в умственном развитии, а в укреплении готовности выполнять указания взрослых и в понимании «надо». Если он не выполнит этого теперь, то в 10 лет не пошевелится при трехкратно повторенной просьбе.

Таким образом, к концу первого года жизни ребенок управляем или неуправляем, радуется похвале и огорчается порицанию.

Желаем удачи!