МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
Заведующий Анна Сергеевна Трубинова
+7 (342) 242-09-11 
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Азбука вежливости и тайны послушания

Социализация и развитие поведения в младенчестве и раннем возрасте

Ребенок с рождения попадает не просто в огромный и сложный мир. Еще до своего биологического рождения он попадает в мир людей, человеческих взаимоотношений и человеческой культуры. С первых дней жизни ребенок оказывается в системе взаимоотношений, которые регулируются определенными нормами и правилами. Социализация и развитие поведения ребенка заключаются в приобщении и присвоении общественной культуры и регуляции своих действий в соответствии с общественными нормами.

Поведение младенца сначала реализуется через врожденные и приобретаемые рефлексы. Ребенок сосет, сосредотачивается на различных раздражителях, схватывает предмет, и все это он делает на фоне личносто-ориетированного общения с близкими. Первыми весточками социального поведения являются первая улыбка и «комплекс оживления». Об этом вы наверняка помните из психологических характеристик младенчества. Как только малыш вычленяет взрослого из окружающего и сосредотачивает на нем свое внимание, начинается развитие его поведения. С этого момента ребенок, получая одобрение и поощрение или неодобрение и запрещение взрослого, начинает осваивать понятия «можно» и «нельзя». Конечно, он не понимает их смысла, но реагирует на мимику и интонацию, которыми они сопровождаются и, постепенно в сознании ребенка эти слова связываются с определенной реакцией взрослого. Именно на первом году жизни, когда потребность в доброжелательном внимании взрослого является жизненно важной, происходит зарождение послушания. Ребенок испытывает потребность в совместном общении и совместных действиях, во внимании родителей, а они, удовлетворяя эти потребности, стимулируют и закрепляют положительное поведение. Слова «можно» и «нельзя» побуждают к послушанию или тормозят негативное поведение. К концу первого года жизни, когда установлены связи между словом и действием, можно уже дать первые оценки поведению ребенка. Если поведение ребенка автономно, не регулируется маминой речью, то стоит задуматься о том, где были допущены первые ошибки.

По мере развития ходьбы самостоятельность и активность ребенка значительно возрастают. Ребенок начинает осваивать сложные бытовые и предметные действия, его познавательный интерес и желание сотрудничать со взрослыми в процессе открытия мира очень высоки и так же остаются регуляторами его поведения. Ребенок слушается и подчиняется правилам, по-прежнему не осознавая их необходимости и не принимая их личностно. Он делает это, стремясь к положительной оценке взрослого и сохранению положительных контактов. Вам легко будет добиться послушания, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  • требуйте только то, что по силам ребенку этого возраста и всегда учитывайте его интересы и потребность в самостоятельности;
  • требований и запретов не должно быть много, ребенку должно быть ясно, где можно, а где нельзя проявлять активность;
  • запреты и требования должны стать понятными и привычными для ребенка, а их выполнение должно всегда проверяться и поддерживаться.

Не забывайте и о том, что воспитание осуществляется собственным примером. Вы никогда не добьетесь от ребенка желаемой формы поведения, если сами поступаете иначе.

Существенным фактором развития детского поведения является подражательность. Копируя положительные действия взрослого и его реакции на поведение других людей, ребенок получает подкрепление собственного жизненного опыта. В своей предметной и бытовой деятельности ребенок постоянно ориентируется на положительные или отрицательные оценки со стороны взрослых. Но его возможности скорректировать и направить свои действия слишком малы. Поведение ребенка импульсивно и в отношении хороших поступков и в отношении нарушения запретов. Поступки ребенка по отношению к другим людям тесно связаны с эмоциональностью. Чувства симпатии, привязанности, привлекательности являются стимулами для добрых поступков. А положительная оценка, пример взрослого и создание ситуаций для проявления ребенком таких действий создают привычку и желание поступать хорошо и правильно.

К дошкольному возрасту ребенок уже должен хорошо усвоить понятия «можно», «нельзя» и «надо». У него должна появиться привычка к выполнению строго определенных правил поведения в бытовой, предметной деятельности и взаимоотношениях с близкими людьми. Малыш по примеру взрослого учится оценивать себя и других через понятия «хорошо» и «плохо».

Первые этапы формирования нравственности завершены. Впереди новые испытания и открытия!

Социализация и развитие поведения у дошкольников

В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми. Его представления о социально приемлемых способах поведения не просто уточняются и совершенствуются, они становятся регуляторами поступков ребенка. На протяжении дошкольного детства дети учатся добровольно следовать нормам, принятым в обществе, даже тогда, когда нет внешнего побудительного мотива, или внешнего запрета. Например, ребенок шести лет, не отнимет у малыша игрушку, которая ему нравится, не толкнет и не стукнет его, даже, если рядом нет взрослого, который его за это накажет.

Дети в возрасте от 3-х до 7-ми лет легче усваивают те нормы, которые конкретны и связаны с собственным опытом ребенка: «обманывать нельзя, а то узнают и накажут», «драться нельзя, не будут дружить, тоже будут обижать», «нельзя жадничать, а то никто не станет с тобой играть». Для того чтобы в детском сознании утвердилось понимание определенных правил поведения, родители должны постоянно сосредотачивать внимание ребенка на его положительных качествах и поступках и оценивать их в сравнении с другими детьми или с собственным опытом сына и дочери. Маленький ребенок стремиться вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослого, подражает ему.

К 5-ти годам дети уже отлично ориентируются в правилах поведения в группе, в общении с взрослыми и малышами. В этом возрасте дети становятся особенно критичными и придирчивыми в отношении «хорошего» и «плохого» поведения других людей, при этом оправдывают свои поступки или не видят своих недостатков.

К 6-ти годам наступает период внутренней борьбы: дети часто «балансируют» между корыстным и бескорыстным соблюдением нравственной нормы. Ребенок в этом возрасте еще нарушает запрет или не выполняет требование взрослого под влиянием своих желаний. Поступить правильно его может вынудить наказание или получение подарка. Но такие ситуации случаются у старших дошкольников не часто и обычно связаны с сильной эмоциональностью, повышенной увлеченностью ребенка ситуацией.
Ближе к концу дошкольного возраста дети переходят на такую стадию развития, когда сознание управляет поведением. Теперь ребенок, уступая кому-то, жалея и помогая людям, испытывает радость, что поступил правильно. Он делает выбор не в пользу собственных интересов и потребностей, а в пользу установленных в обществе законов. Такое поведение постепенно становится привычным для ребенка, он не ждет уже каждый раз похвалы, поощрений и поддержки от взрослого, а поступает как самостоятельная свободная личность. Конечно, встречаются, к сожалению, примеры свободного и вполне самостоятельного проявления грубости и неуважения у детей. Бывает, мы ужасаемся: «маленький, а такой….». Не спешите с констатацией, бывает, что поведение ребенка лишь следствие отношения к нему окружающих, усталости или плохого самочувствия. Прежде, чем быть строгими и критичными к детям начнем с себя и поучимся предупреждать плохое поведение и правильно реагировать на него. Для этого обратимся к третьей части нашего разговора «Как добиться своего и не выйти из себя».

Как добиться своего и не выйти из себя?

Всем нам хотя бы иногда приходится сталкиваться с капризами, грубостью, несдержанностью, ленью или просто непослушанием детей. Их серьезные проступки и несерьезные шалости раздражают, возмущают и выводят из себя. Кто из нас не испытывал приступов раздражения и гнева или собственного бессилия перед хныкающим, орущим или упрямо насупленным чадом? Иногда неверность ходов заводит нас в тупик настолько, что мы уже не способны справится с нарастающим отчуждением и недоверием, которое возникает в семье между взрослыми и детьми. А ведь достаточно просто владеть нехитрыми секретами и вы как волшебник сможете устранить даже самую неприятную ситуацию.

Этот ужасный, ужасный «НЫТИК»

Совет работает, когда капризность не связана с физическим недомоганием или болезненностью нервной системы.

Наклонитесь к ребенку, установите контакт глаза в глаза. Скажите доброжелательно, тихо, но твердо: «Ты умеешь говорить и просить красиво, скажи мне, что ты хочешь, и я тебе дам». Как только ребенок попросит спокойно, наклонитесь или присядьте к нему, похвалите за то, что он умеет говорить красиво, и выполните его просьбу. Игнорируйте хныканье и занудство полностью. Если чувствуете, что терпение кончается, уединитесь на время и прибегите к одному из способов самоуспокоения: посчитайте до 25, наберите в рот воды, скажите про себя все, что бы вам хотелось, и выплюньте воду, или подумайте о чем-нибудь приятном, или выпейте холодной воды или съешьте кусок шоколада. Главное не пытайтесь говорить с ребенком, пока не достигли спокойствия.

«ГРУБИЯН И СКВЕРНОСЛОВ»
Как предотвратить грубость и сквернословие? В первую очередь — собственным примером. Если в семье заведено со всеми разговаривать только уважительно, ребенок вряд ли будет грубить и сквернословить. Если вам все же пришлось столкнуться с детской грубостью и сквернословием, прежде всего, установите все тот же близкий контакт (присядьте к ребенку, загляните в лицо) и спокойно скажите: «У нас принято говорить добрые, уважительные слова. Пожалуйста, успокойся, а потом обратись вежливо», или «В нашей семье не принято говорить такие плохие слова, не повторяй их больше никогда».

«АГРЕССОР»
Детская склонность к дракам иногда проявляется уже на втором году жизни. Если ребенок кусается, царапается, щипается и прочее, его необходимо строго предупредить, что вам это неприятно, что вы снимите его с рук, если он не прекратит, его надо отвести в сторонку дать возможность успокоится в течение нескольких минут и предложить продолжить общение и игру, но с условием, что он не будет драться. Если взрослый ведет себя одинаково верно и терпеливо, то к 3-м годам «возрастная» драчливость проходит.

«ОН НЕ УБИРАЕТ ИГРУШКИ»

Одни делают из этого трагедию, другие игнорируют ситуацию и все берут на себя. И то и другое крайне неверно. Ребенок должен помогать родителям с первого года жизни, он должен реагировать на просьбу что-то подать или отнести, убрать на место. Если привить малышу интерес и удовольствие к такому поведению, то в дальнейшем с ним будет гораздо меньше споров по поводу уборки комнаты.
Ребенок не будет отказываться помочь Вам убраться, если вы попросите его и похвалите за сотрудничество и отзывчивость: «вот молодец, принес маме машинку, а теперь давай посадим на полку мишку».

Приучайте ребенка убрать книжку или игрушку сразу после того, как она стала не нужна.
Не забывайте, что вид грандиозного беспорядка в комнате вызывает у детей страх перед сложной задачей. Начните собирать игрушки вместе, постепенно сортируя их, общайтесь во время уборки и закрепляйте пространственные и сенсорные представления ребенка: «кубики мы положим в большую коробку, книжки положим повыше, а машинки поставим внизу».
Если, несмотря на вашу помощь и просьбы ребенок не реагирует, просто предупредите его, что даете ему время, а когда оно истечет, вы уберете игрушки сами, но вернете их только через несколько дней.

СЕМЬ ШАГОВ НА ПУТИ К СПОКОЙСТВИЮ И ДИСЦИПЛИНЕ

Повод для того, чтобы рассердиться, выйти из себя и быть готовой наорать, отшлепать, наговорить гадостей, может быть любой. Если вы чувствуете, что не можете справиться с нервами, возьмите тайм-аут и ретируйтесь в изолированное помещение, где вы можете побыть наедине с собой.

Первое, что вы должны сделать — это сосредоточиться на своем дыхании: восстановите его, дышите спокойно и ровно.

Потом сформулируйте кратко, что вас вывело из себя и чего вы хотите от ребенка.
Далее скажите себе, что можете добиться его послушания и сформулируйте, каким именно способом вы можете это сделать.

Теперь повторите себе, что готовы сделать все именно так, как пообещаете ребенку.
Убедитесь, что действительно успокоились и выходите из своего укрытия.
Скажите ребенку, что вы успокоились и готовы говорить с ним. Повторите ему коротко и четко (не более 20 секунд) то, что заготовили. А потом будьте готовы выполнить то, что пообещали в случае его непослушания.

Не реагируйте на уговоры, нытье и протесты, не вступайте в пререкания и не повторяйте своих угроз, просто выполните обещанное.

НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ, НЕ ОБВИНЯЙТЕ СЕБЯ или РЕБЕНКА!
Чувство вины плохой помощник в решении проблем. Верьте в себя, в то, что ваше терпение обязательно вознаградиться. Стремитесь к миру, не войне.

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, ВЕДЬ ВЫ — ОДНА СЕМЬЯ!