МАДОУ "Детский сад № 417" г.Пермь
И.о. заведующего: Казакова Жанна Анатольевна
+7 (342) 242-02-81
+7 (342) 242-09-11
 ул.Вижайская, д. 14а

Психолог

Воспитываем ребенка. Как?

Что такое воспитание? Наверное, каждая семья имеет свою концепцию и свои рецепты воспитания детей. Однако всем свойственно сталкиваться с проблемами, делать ошибки и мучаться общими вопросами. Давайте поговорим о наиболее распространенных стратегиях воспитания и их влиянии на ребенка.

Итак, гиперопека. Чаще всего этот стиль вырабатывается в семьях, где появился единственный и долгожданный ребенок, или рождение и раннее развитие ребенка было болезненным, возможно, с серьезной угрозой его жизни и здоровью. Хотя подобный стиль отношений с ребенком возникает иногда у родителей в связи с собственным детским опытом. Неуверенный в себе, тревожный, склонный к пессимизму родитель, скорее всего, выберет именно такой способ воспитания своего чада. Для крайнего проявления гиперопеки свойственно стремление родителей сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Жалея ребенка и оберегая его от реальных и мнимых опасностей, родители сами ограничивают возможности его развития. Ребенок не приучается преодолевать естественные трудности, не удовлетворяет свои потребности в самостоятельности и активности. Дети у таких родителей растут требовательными, раздражительными, плохо адаптируются в коллективе, склонны к агрессивному поведению, истерикам и манипулированию. Родительская гиперопека — это неконструктивный способ воспитания ребенка, и, как крайний и неконструктивный, он имеет свои отрицательные последствия на формирование характера малыша.

Рассмотрим возможные последствия такого воспитания и их проявления в детском поведении.

  • Гипертрофированный эгоцентризм или стремление ребенка находиться постоянно в центре внимания. Ребенок привыкает к тому, что взрослый все время сосредоточен на заботе о нем, играет, когда этого требует ребенок, уступает ему во всем, не настаивает на выполнении своих просьб и запретов. Ребенок, с малых лет получая подобную «пищу», требует ее не только в отношениях с родителями, но и с другими людьми. Не получая от окружающих привычной доли заботы и любви, ребенок «играет на публику», использует хорошее и плохое свое оружие в борьбе за внимание взрослого, и неминуемо сталкивается с раздражением и отвержением со стороны посторонних взрослых и своих сверстников.
    Не замечайте демонстратизма, хвалите и поощряете ребенка только тогда, когда он заслужил это своим поведением.
  • Негативизм и агрессивность проявляются как неуступчивость, раздражительность, волнообразная озлобленность ребенка. Такие черты развиваются в характере малыша вполне закономерно, как ответ на ограничение свободы, блокаду при удовлетворении естественных потребностей. Ребенок растет, сфера его активности и самостоятельности требуют расширения, а он вынужден находиться в заточении «родительской любви». Не умея выразить свою неудовлетворенность и дискомфорт, он выбирает свои средства защиты, вызывая недоумение родителей: «Вот чем он платит за нашу любовь».

Предоставьте ребенку больше свободы для самостоятельности, пусть делает ошибки и «набивает шишки», пусть учится жить. Не защищайте его от жизни, а станьте его спутником на трудном пути.

  • Зависимость и пассивность — это еще одно заболевание, которое возникает по причине гиперопеки. Ребенок, который привыкает к постоянному руководству, контролю и опеке, становится аморфным, не стремиться к активности, а ожидает решения проблемы взрослыми, ищет помощи там, где может справиться сам.

Создавайте ситуации для проявления активности и самостоятельности ребенка, поощряйте и поддерживайте его активность, больше доверяйте ему.

Авторитарная модель воспитания свойственна родителям, которые сами имеют высокий социальный статус, взрослым с синдромом отличника, ориентированным на высокие показатели в развитии детей, на безоговорочную успешность. В данном случае родители завышают требования к ребенку и стремятся получить высокие результаты за счет собственных авторитарных усилий. Арсеналом при таком воспитании служат указания, замечания, критика, высмеивание неудач, вольные или невольные унижения. Такие средства воздействия отбивают у ребенка желание стараться, развивают неуверенность в себе, повышают тревожность и закомплексованность.

Заменяйте запреты побуждениями. Вместо категоричного запрещения действия предложите ребенку выполнить его по-другому или заменить его другим действием.

Старайтесь ограничить число запретов и формулировать их спокойно и четко.
Соизмеряйте требования с возрастом и личными возможностями ребенка.

Авторитарность родителей чаще всего не осознается ими и оценивается только как строгость и требовательность. О пагубном влиянии родительской авторитарности можно судить по проявлениям эмоционального неблагополучия ребенка.

Рассмотрим некоторые ее признаки.

  • Острая восприимчивость к критике, болезненная чувствительность к оценке взрослого, неуверенность, поиск похвалы и эмоциональной поддержки.
  • Ребенок нерешителен, в своих поступках ориентируется на внешние признаки одобрения-неодобрения со стороны взрослого.
  • На собственную неудачу или ошибку реагирует плачем или вспышкой раздражения.
  • Боится замечаний.

Используйте в общении с ребенком больше слов, выражающих похвалу и поощрение: умница, ты преодолел трудное препятствие, браво, я горжусь тобой, ты меня обрадовал, ты растешь, пятерка с плюсом…

Применяйте в воспитании метод большой пятерки, который заключается в пяти простых советах:

  • Помните про похвалу, потребность в которой растет вместе с ребенком.
  • Поощряйте позитивное поведение.
  • Предотвращайте плохое поведение своим однозначным отношением и четко сформулированным запретом.
  • Предупреждайте плохое поведение, предлагая компромисс или предлагая ребенку сделать самостоятельный выбор.
  • Порицайте плохое поведение своим собственным однозначным отношением к ситуации, которое не должно меняться в зависимости от обстоятельств.

Нет идеальных рецептов воспитания, родительский труд — это вечный творческий поиск, в котором успешен взрослый, растущий вместе с ребенком, тонко чувствующий его потребности.

Информационно-образовательные ресурсы:

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Федеральный портал "Российские образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единый портал

Информационно-развлекательный портал для детей и подростков

Гос. услуги

https://www.gosuslugi.ru/

Администрация города Перми:

Copyright © МАДОУ "Детский сад № 417" г. Пермь      Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria"